4SPB 4SPB

Магазин Купцов Елисеевых: родоначальник купеческого модерна

Магазин Купцов Елисеевых: родоначальник купеческого модерна

Купцов Елисеевых по праву можно считать первыми, кто осмелился на грандиозную постройку торгового дома на Невском в стиле модерн. Судьбы Елисеевых и их семейного архитектора Барановского ярче всего иллюстрируют процессы, происходящие тогда в стране, и причины появления купеческого модерна в Петербурге. В статье разберемся, как династия знаменитых купцов добилась такого успеха, что даже строительство столь дерзкого торгового дома на Невском было им дозволено.

Новые хозяева на Невском

Невский всегда был жизненной артерией Петербурга, именно на главном своем проспекте Петербург особо щеголял успехами, ведь торговые обороты здесь были миллионными.

И если раньше власть имущие и их приближенные решали, что будет на Невском, то с конца XIX века уже именно купцы, дельцы и владельцы крупного капитала лепили Невский на свой лад.

Панорама Невского проспекта. Елисеевский магазин

Купечество неминуемо становилось хозяином главной улицы Северной столицы: уже 33 из 45 домов от Фонтанки до Московского вокзала принадлежали купцам.

Купцы не скупились на гонорары именитым и модным архитекторам и предоставляли им полную свободу творчества, поощряли смелые решения, ведь они понимали, что это вложение в том числе и в рекламу их имен и предприятий. Поэтому неудивительно, что новые постройки стали уникальными образцами архитектуры того времени.

Обожаемые купцами архитекторы, в свою очередь, входя в новый век, опирались на влияние новых веяний и течений в искусстве, в основном, на модерн. «Модерн» означает «новый», «современный»: мастера восстали против подражательности, старых канонов и задали курс на обновление архитектурных ансамблей с помощью современных приемов и средств. Архитекторы-модернисты того времени стремились раскрыть красоту самой конструкции и применить новые возможности строительных и отделочных материалов.

Однако новые вычурные строения на Невском справедливо вызывали шок у современников: коренным петербуржцам это казалось диким и безвкусным, абсолютно несовместимым со строгостью Невского.

Поэт Георгий Иванов писал: «на Невском, как грибы, вырастали одно за другим „роскошные“ здания — настоящие „монстры“, вроде магазина Елисеева или дома Зингера».

Именно это массовое явление в застройке Невского окрестили «купеческим модерном». А заказчики-купцы потирали ладони: здания шокируют, а значит, запоминаются, и их рекламная функция выполняется.

Елисеевы на гребне волны

С чего же все началось? Торгующие крестьяне всегда составляли нешуточную конкуренцию купцам, и до начала XVIII века их бурную деятельность сдерживали. Однако в 1806 крестьянам позволили торговать оптом, в том числе импортными товарами.

Это и несколько других мер вылились в закон, позволявший крестьянам торговать, получив свидетельство и уплачивая пошлины. Это было невероятно удачное для развития торговли время: Россия переживала невиданный подъем после разгома Наполеона и триумфального похода русских до Парижа.

Именно этими обстоятельствами объясняется как время приезда в Петербург родоначальника династии Елисеевых, Петра Елисеева, так и выбор товаров, которыми он стал торговать, а именно, «колониальными» и импортными продовольственными продуктами и вином.

Лавка, нанятая Петром Елисеевым, находилась на первом этаже здания на углу Невского и Большой Морской улицы. В том же здании, но с видом на Мойку, жила и его семья. Успех в торговле сопутствовал Елисееву, и уже через шесть лет П. Елисеев смог записаться в столичное купечество, первоначально 3-ей гильдии.

Время «великих реформ» 1860-1870 годов резко оживило сектор торговли и промышленности. Это потребовало в корне перестроить финансовую систему страны. И в 1864 открылся Санкт-Петербургский Коммерческий Банк, первый банк, в котором правительство имело всего 20% капитала. А сын Петра Елисеева Григорий стал одним из его учредителей и почти две десятилетия состоял во главе его правления. Таким образом Елисеевы стали занимать все более вольготное положение в обществе и активно продолжали наращивать капитал и укреплять безупречную репутацию Торгового дома.

Внук Петра Елисеева, Григорий Григорьевич, сперва получил домашнее образование, а затем отец отправил его на обучение виноделию за границу. После привлек его к работе в торговом доме «Братья Елисеевы». Уже после смерти отца Григорий возглавил семейную фирму.

Качественное образование, тонкий вкус и природный талант предпринимателя Елисеева дали плоды: Торговый дом получал все новые подтверждения высочайшего качества своей продукции. В 1892 на международной выставке в Париже он удостоился золотой медали за выделку французских вин. Затем в начале XIX века там же, в Париже, Григорий Григорьевич удостоился французского ордена Почетного легиона.

Елисеев, предчувствуя перспективу грандиозного успеха компании, утвердил устав так называемого «торгового товарищества». Тогда как торговые дома были делом семейным, то товарищество могло объединять какое угодно числе пайщиков и акционеров, привлекая все большие инвестиции.

Елисеев не прогадал: в течение 15 лет с 1898 по 1913 г товарищество уплатило госпошлину в сумме 12 млн. рублей, а общий доход Елисеевых исчислялся суммой почти в 300 миллионов рублей. Одного только заграничного вина была привезено и продано около 1,2 млн ведер ежегодно. Уже 22,7% от общего ввоза иностранного вина в Россию шло через «Товарищество Елисеевых».

Порт не справляется с объемом перевозок и находчивые Елисеевы покупают три судна, основывают свой торговый флот и пароходство.

Теперь у Елисеевых в Петербурге несколько крупных магазинов, винные склады, кондитерская фабрика, водочный завод. Однако все магазины занимали помещения в жилых домах, приспособленных для ведения торговли. И Елисеевы затевают постройку своего отдельного огромного фирменного магазина на Невском.

Купцы Елисеевы.

Купеческий «торт» или Храм Бахуса

Строительство фирменного магазина в Петербурге вслед за московским привлекло еще больше внимания. Оно началось накануне 200-летия со дня основания Петербурга и было приурочено к 90-летию открытия первого магазина Елисеевых на Невском.

Участок был куплен в 1898 г: место выбрали, несмотря на его скандальную репутацию — в доме на этом участке под видом сырной лавки арендовал помещение народоволец Богданович, готовя покушение на Александра II.

Именно из этой лавки был сделан подкоп до середины улицы с целью взорвать царя. Но разве это помеха для купцов?

Сомнения, кого привлечь в качестве архитектора, тоже не было: Гавриил Барановский уже стал семейным архитектором, доказав свое мастерство постройкой известных доходных и торговых домов и павильонов для Елисеевых. Архитектор был близок купцам по духу: его отчислили как вольнодумца из Академии Художеств, но Барановский не отчаялся и стал блестящим выпускником Института Гражданских Инженеров.

Далее он продолжил профессиональную деятельность под руководством П.Сюзора, и действительно, невооруженным глазом можно увидеть схожесть почерков ученика и учителя, архитектора дома «Зингер».

Барановский был талантливым проектировщиком-инженером, ценил рациональность. Например, именно он первым придумал соединять дворовые и уличные корпуса доходных домов галереями: так лестницы в обеих частях здания становились парадными, что позволяло дороже сдавать квартиры.

Подобный прием он использовал в 1897 году при работе над собственным доходным домом на улице Достоевского 36. Так что известный Дом Бака вовсе не оригинален в это плане.

Г. Елисеев ценил мастерство Барановского, и поручил ему строительство торгового дома в Петербурге. Задача была построить гастроном с колониальными товарами со всех уголков мира, и чтобы в том же здании был театр-варьете со столиками, где можно было бы угощаться и выпивать, не отвлекаясь от зрелищ. Елисеев задумывал создать храм увеселения, чревоугодия, иную реальность на Невском, где сбываются все мечты в мгновение ока, чтобы у покупателей кружилась голова от красоты и яств.

Здание выполняло бы роль памятника и яркого рекламного объекта, прославляющего род и успехи Елисеевых. Ведь задача была привлечь не только покупателей, но и акционеров, а с ними и новые вложения в компанию.

Фасад Елисеевского магазина

Интрига на Невском

Архитектор деликатно, но основательно подошел к делу: он начал с реконструкции прилегающих к участку зданий, поскольку постройку требовалось вписать в окружающий контекст классицистических ансамблей. В 1900 Барановский перестроил корпус по Малой Садовой в строгой стилистике близкой к контексту и начал реконструировать правый корпус по Невскому, нижний ярус он визуально утяжелил рустовкой и раскрыл витринами. Таким образом Барановский преобразовал архитектурную композицию напротив Александринского театра.

В 1902 г Барановский приступил к строительству магазина. Все этапы держались в строжайшей тайне, стройка была закрыта деревянным щитом, а рабочие получали плату за молчание.

Даже в двухтомнике Божерянова с подробными документальными фотографиями Невского проспекта есть пропуск в районе дома 56, и только в тексте пояснение — здесь строится дом купца первой гильдии Г.Г. Елисеева.

Впервые архитектор использует железобетонный каркас, чтобы технически осуществить задумку с огромными арочными окнами. Витраж на стороне Невского в несколько этажей, создаёт впечатление одной громадной витрины с изображенным огромным древом — символом модерна.

Фасад облицован гранитом и украшен скульптурами работы А.Г.Адамсона, который позже украсит и дом Зингера. Главные ценности начала 20 века совпали с основами процветания рода Елисеевых и нашли отражение в аллегорических скульптурах.

Меркурий — покровитель торговли, у правой ноги которого якорь и фрукты (колониальные товары и покорение морских путей). Вулкан — фигура мастерового в фартуке, держащего модель судна, аллегория промышленности и судостроения как намек на флот Елисеевых. По Малой Садовой — Искусство и Наука.

Внутри на втором этаже располагались коммерческий и Русско-Китайский банк, коммерческие курсы Елисеевых и театральный зал, сдававшийся в аренду. В то время Петербург переживал настоящий театральный бум и помещений не хватало, так что со сдачей в аренду театра в новом здании Елисеевых проблем не возникло.

В подвале находились склады с холодильниками и один из лучших винных погребов Европы. Три торговых зала с зеркалами и бронзовыми светильниками словно воспевали идеальную искусственность, чистоту и безупречную красоту, которую не встретишь в жизни. Подсвечивались цветы на гигантских стеблях, всюду посетителя окружали пышные джунгли медных листьев в легком полумраке ар-нуво, создавая волнительную атмосферу тайны.

7 сентября 1903 состоялось торжественное освящение магазина, из Казанского собора принесли икону Казанской Богоматери, при освящении пел хор, целиком состоящий из членов семьи Елисеевых. После всех гостей щедро угостили шампанским.

Но как же встретили горожане и критики творение Барановского? Назвали его «тортом» и «кондитерским пирогом». Габриэль Гроэр, выпускница архитектурного факультета Академии Художеств, того самого, с которого был отчислен Барановский, пишет: «...магазин «бросающийся в глаза своей величиной и своим уродством».

Однако десятки посыльных снуют по Невскому, доставляя продукцию прямо к дверям квартир то тут, то там, а популярность Елисеева растет — всего через полтора месяца его с огромным отрывом в количестве голосов выбирают в Городскую думу.

А купеческий модерн только набирает оборот: далее построит дом Зингера учитель Барановского граф Поль Сюзор, за ними последуют дома Мартенса, Вавельберга и другие.

Наступает новый век — и консервативный Невский сдается под натиском консьюмеризма, новаторства и смелых натур, таких как Григорий Елисеев и Гавриил Барановский.

Магазин Купцов Елисеевых по сей день поддерживает имидж главного гастронома Петербурга с изысканными колониальными деликатесами и продукцией собственного производства. На втором этаже в ресторане «Мезонин» в бывших кабинетах Елисеевых можно насладиться высокой кухней. А театр комедии Н.П. Акимова открыт и по сей день с 1935 года.

Прилавок в Елисеевском магазине

Как бы на протяжении века ни пытались переименовать магазин, все равно петербуржцы и гости города зовут его «Елисеевским», передавая память о талантливом и амбициозном роде Елисеевых, который подарил нашему городу не один архитектурный памятник.

124
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.