4SPB 4SPB

Дворец Елисеевых: история от Зимнего до Талиона

Дворец Елисеевых: история от Зимнего до Талиона

На Невском 15 возвышается дворец купцов Елисеевых. Кто-то называет его домом Чичерина, а кто-то скажет, что это Талион Отель. Но все ли знают, что это третий по времени постройки дворец после Строгановского и Аничкового дворца, и место это было людным практически сразу после основания города. Так что же здесь было до и после Елисеевых, и кто найдет их спрятанное в стенах столовое серебро?

Мытный двор, страшный пожар и Зимний дворец

1716 год, Петербург только пускает корни — и на углу Мойки и Невского проспекта строится деревянный Мытный двор. Мытные дворы существовали во всех крупных городах и выполняли таможенную функцию, но поскольку в таких местах сподручно еще и торговать, их стали переделывать в Гостиные дворы. И двор на Мойке не стал исключением, но сгорел в крупном пожаре 1736 года.

Пламя разгорелось здесь по неосторожности прислуги персидского посла, в результате чего пожар перекинулся на более чем сотню домов в районе Невского и Морских улиц.

Место после пожара долгое время пустует, но в 1755 году по проекту Б. Растрелли для дочери Петра I императрицы Елизаветы Петровны строится деревянный временный Зимний дворец и одновременно с этим возводится каменный.

В 1762 году, после того, как известный памятник архитектуры на Дворцовой площади будет построен, большую часть постройки разберут, однако Елизавета Петровна не доживет всего год до своего переезда и скончается здесь, на Невском 15, от горлового кровотечения.

Оставшийся участок по Большой Морской, включая бывший роскошный тронный зал и кухню, отвели под мастерскую скульптора Э. Фальконе, и здесь он будет проживать до отъезда на родину и создаст модель Медного всадника.

Чичерин, наводнение и любимый ресторан Пушкина

Участок между Большой Морской улицей и Мойкой Екатерина II в 1765 году пожаловала главе города, генерал-полицмейстеру, сенатору Н. Чичерину. Здесь неизвестный до сих пор архитектор возведет четырехэтажный особняк в стиле классицизм. Одну из квартир 3 года будет снимать архитектор Д. Кваренги.

Увы, успехи и заслуги сенатора перед Петербургом обесценились страшным наводнением в 1777 г, которое унесло тысячи жизней. Чичерин всеми силами пытался минимизировать ущерб, предпринял все меры безопасности, чтобы трагедия не повторилась, но разгневанная Екатерина II отстранила Чичерина от должности. Из-за больших долгов отца один из сыновей Чичерина продает дом.

Но до сих пор петербуржцы будут называть этот дом домом Чичерина.

Новым владельцем дома стал князь А. Куракин. Город крепнет, растет, и дом вместе с ним, владельцы меняются один за одним, к дому пристраиваются корпуса. Начинается пушкинское время...

Самым модным местом Петербурга становится открытый здесь в 1810 г ресторан Talon. Хозяин здесь — французский шеф-повар Пьер Талон, и с ним на короткой ноге сам Пушкин, ведь от квартиры поэта на Мойке до фешенебельного ресторана всего несколько минут пешком, и он здесь частый, любимый гость. Пушкин явно описывает свои личные впечатления, рассказывая в поэме «Евгений Онегин» про визиты главного героя в Талон:

Когда шеф-повар уедет за границу, ресторан перейдет к А. Фельету, Пушкин не изменит своей привычке, а заодно частенько будет гостить у А. Грибоедова в съемной квартире, где он проводит последний свой год в Петербурге перед отъездом в Тегеран.

Невский 15. Талион отель

Новая эпоха на Невском 15: купцы Елисеевы

В 1858 г открывается новая глава этого здания: участок покупают братья Елисеевы — Григорий и Степан. Год назад они основали «Торговый дом Елисеевых», преуспевают и затевают тотальную реконструкцию здания. Нанимают для этих целей архитектора Н. Гребенку, и дом почти полностью преображается.

Братья проживают на втором и третьем этаже с видом на Мойку, сторона по Большой Морской сдается в аренду, а здание по Невскому проспекту занимает Благородное собрание.

Здесь собирается весь свет Петербурга: читают свои произведения Достоевский, Тургенев, дает концерты Русскому музыкальное общество под руководством А. Рубинштейна, в спектаклях участвуют актеры Александрийского театра.

В 1901 Григорий Петрович переедет жить на Васильевский остров, а домовладение перейдет Степану. Степан Елисеев продолжал дело отца, был меценатом и коллекционером, дружил с Роденом и 7 скульптур его авторства, которые находились во дворце, переданы в Эрмитаж. Именно вкус С. Елисеева и его страсть к истории и искусству прослеживается в оформлении внутренних интерьеров дворца.

В 1902-1904 гг. благодаря архитектору А. Гаммерштедту С. Елисеев оформляет интерьеры комнат так, словно дом изнутри — это путешествие по разным стилям.

Некоторые из стилей комнат дворца:

Ампир

Кабинет Елисеева подчеркивает его решительность и деловую хватку. После Египетского похода Наполеона стали популярны египетские мотивы, и в кабинете Елисеева на камине можно заметить две скульптуры прорицательниц. На потолке плафонная живопись с изображением Аполлона на колеснице и богини музыки.

Стиль Людовика XVI

Приемная располагает обилием лепнины, но сохраняет дисциплину строгих простых форм классицизма. На потолке живопись с изображением бога Меркурия, покровителя торговли, и Фортуны, богини удачи.

Французская готика

С. Елисеев увлекался изучением истории династии королей Франции средних веков, и в ореховой гостиной он постарался передать дух средневековья. Здесь витражи рижской мастерской Э. Тоде иллюстрируют легенду о судьбоносной жуткой встрече короля Филиппа IV Красивого с оленем с человеческими глазами. Также в центре гостиной стоит камин с историческим сюжетом-пророчеством Нострадамуса Генриху II. Рядом буфет с изображением Карла Великого, его близких, подданных и любимых питомцев. Готическая гостиная выглядит инфернально и впечатляюще, недаром здесь играли в покер.

Дворец купцов Елисеевых. Готика

Рококо

Малая музыкальная гостиная, где располагалось казино. Здесь можно увидеть камин из мрамора, который добывали в Тоскане.

Модерн

В 1903 г С. Елисеев посещает выставку в Париже, на которой демонстрируются новейшие тенденции в декоре. Там он познакомился с ар-нуво и заказал в свой дворец библиотеку. Это уникальный памятник интерьерного убранства, словно увитый борщевиком, и увидеть библиотеку можно в его первозданном виде и по сей день.

Помимо этого, здесь есть барочный танцевальный зал и еще одна малая музыкальная гостиная в стиле эклектики. На лестнице сохранился световой фонарь с витражами. И здесь же, поскольку у супруги Елисеева были проблемы с ногами, хозяин вложился в первый прообраз лифта. Так Степан и проживал здесь до самой смерти, а далее жили его сын и внук, пока не грянула Великая октябрьская революция...

Творческая коммуна, буржуйки и «Баррикада»

В связи с обстановкой в стране Елисеевы вынуждены в срочном порядке эмигрировать. Есть легенда, что семья купцов спрятала столовое серебро в стенах дворца, покидая страну, но до сих пор оно не было обнаружено.

Здание национализируется и М. Горький основывает здесь Дом Искусств или ДИСК, как его принято было называть. По сути это была коммуна, общежитие для творческой интеллигенции того времени — художников, писателей, музыкантов.

Здание плохо отапливалось, да и время было не самое сытое. В романе О. Форш «Сумасшедший корабль» документально описаны события тех лет, гости и жители этой коммуны, объединились, чтобы преодолеть тяжелое время благодаря творчеству и интеллектуальным спорам:

В 1923 г здесь открыт кинотеатр «Баррикада», где показывают немые фильмы для голодных петербуржцев, и истощенный на крошечном консерваторном пайке семнадцатилетний Д. Шостакович подрабатывает здесь месяц пианистом-тапером.

Позже Шостакович поделится, что работа была изнурительная и низкооплачиваемая, к тому же владелец кинотеатра А. Волынский заплатил ему только частично после долгих уговоров, предварительно устыдив его в намерении «замарать свою любовь к искусству презренным металлом».

В блокадные годы кинотеатр продолжит работу и станет важной духоподъемной точкой для Петербурга и местом, где можно было узнать сводки новостей. Удивительно, но кинотеатр продолжит работу вплоть до 2000-х годов.

Лестница в дворце купцов Елисеевых

Наши дни

С 1995 г для компании «Талион» проходит реконструкция, и со стороны Мойки появляется гостиница «Елисеев Палас Отель», воссоздаются интерьеры и реставрируется фасад. А в 2004 г главный корпус дома Чичерина передан компании «Талион» под реконструкцию с элементами реставрации.

Сейчас на Невском 15 располагается отель «Талион Империал», своим названием напоминая о том самом роскошном ресторане пушкинских времен. Помимо отеля, распахнувшего свои двери для таких гостей как Джон Траволта, Патрисия Каас, здесь есть огромный спа-комплекс под стеклянным куполом, видовой ресторан с террасой на 6 этаже, магазины, кафе. Но такая история не может обойтись без интриги — великий памятник архитектуры выставлен на продажу и застыл на рубеже в ожидании новой главы своей истории. 

78
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.