4SPB 4SPB

Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском?

Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском?

Дом компании «Зингер» на Невском 28 знаком каждому: запоминающееся здание в «шапочке с помпоном», с привлекательными витринами, украшенное маскаронами, обвитое кованым ирисом и дерзко контрастирующее с Казанским собором напротив.

Здание изначально и задумывалось владельцами как высокомерная доминанта, воплощение американской мечты, воспевающее первенство компании «Зингер». Но благодаря писателям и поэтам того времени оно стало еще и одним из символов серебряного века, ведь вместе со смелостью и роскошностью оно привнесло массу новшеств. И это были не только строительные ноу-хау. Например, Айзек Зингер первым в Петербурге ввел систему кредитов: модные швейные машинки от Зингера казались тогда голубой мечтой, не каждый мог их себе позволить. Вот почему в Петербурге вошло в обиход крылатое выражение «бегать от Зингера».

Но как же такая «выскочка» появилась на Невском проспекте, еще и напротив строгого монументального Казанского собора?

Вначале был театр

Изначально на участке Дома Зингера стояло деревянное здание Комендантского оперного театра, затем оно сгорело в 1749 году, и в 1770 было возведено новое здание в скромном классицизме в один карниз с соседним. Принадлежало оно протоиерею Русской Православной церкви, духовному наставнику Екатерины II, Иоанну Панфилову.

Далее в 1840 дому добавили четвертый этаж, и новым владельцем стал аптекарь К.И. Имзен. Первый русский профессиональный фотограф Левицкий снимал здесь в своей фотомастерской писателей, архитекторов и других именитых горожан. Именно здесь он первым из фотографов предложил идею искусственного освещения в условиях студии. А в 1870 году здание переходит штаб-ротмистру Жуковскому, а затем его вдове.

Гнездование на Невском

А тем временем компания «Зингер» уже 20 лет как владеет филиалами в Великобритании и Германии и намеревается наладить производство в России. Представители тщательно изучают рынок недвижимости в центре города и присматриваются к самым модным архитекторам.

Выбор пал на Павла Юльевича Сюзора, и немудрено: в Петербурге большой строительный бум, строятся многоквартирные доходные дома, и вот уже 30 лет как граф Сюзор нарасхват.

Павел Юльевич Сюзор

Представители компании «Зингер» подошли к Павлу Юльевичу на благотворительном вечере, стали кичиться успехами и сетовать на раздражающее неудобство их нынешней конторы. Граф сразу понял, к чему клонят собеседники, и ему было что им предложить. Ведь он ратовал за новаторство, и ему даже был близок ультрамодный стиль ар-нуво — почему бы и не построить для компании «Зингер» нечто свежее и грандиозное?

Но гениальный Сюзор, получивший классическое образование в академии Художеств, предчувствовал подвох — уж очень его смущал вкус заказчиков. Чего стоил один только логотип компании с изображением дамы в кокошнике: он отдавал грубой простотой и мещанством в угоду массовому сознанию.

И вряд ли стал бы Сюзор соглашаться на сотрудничество с этими зазнайками, если бы не обещанный ими баснословный гонорар. При этом требования были вполне сносные. Заказчики хотели видеть орла на фасаде в качестве символа Америки, а второе условие — чтоб здание не уступало по красоте представительству в Нью-Йорке на Бродвее.

Павлу Сюзору показали примерный проект, подготовленный для Петербурга архитектором Singer Building Эрнестом Флэггом. Обоих архитекторов объединяло тяготение к канонам Парижской школы изящных искусств и французской архитектуре. Возможно поэтому Сюзор воодушевился и быстро согласился на сотрудничество. Но Сюзор и догадаться не мог, что вскоре Singer Building суждено было стать небоскребом в 47 этажей...

Серый кардинал

Имя Сюзора во всех газетах. Поверенный компании «Зингер» Захарий Жданов, будущий король биржевых махинаций, убедил владельцев компании, что продажей акций можно привлечь дополнительные средства для строительства, и запустил в городе рекламную кампанию с призывом купить паи пока еще несуществующего здания. Даже с местом строительства тогда еще не успели определиться.

Можно только догадываться, какая ответственность возлегла на плечи Сюзора — дороги назад не было, разрыв контракта грозил ему гигантской неустойкой.

А серый кардинал Жданов стал распространять новые слухи: места на Невском под застройку нет. Акции резко упали в цене, а когда они и вовсе обесценились, сам же хитрый Жданов их и скупил, предварительно провернув еще одну махинацию...

Судьбоносное предсказание

После безрезультатных переговоров с владельцами нескольких зданий на Невском проспекте, в поле зрения зингеровцев попал дом той самой госпожи Жуковской. Место ей досталось лакомое, бойкое и с хорошим видом. Здесь она сдает помещения в аренду фотоателье, булочным, кондитерским, галантереям и получает нескромный доход. Само собой, продавать здание она отказывается. Как же ее убедить?

Жданов, в своем репертуаре, устраивает модный по тем временам спиритический сеанс, на котором Жуковской как бы невзначай предсказывают, что здание ей необходимо продать и купить виллу в Ницце, и только тогда ее ждет безбедная старость. А если нет — грозит ей крах и разорение. Суеверная дама дает согласие и выручает с продажи колоссальную по тем временам сумму — более 1 млн рублей.

Самое любопытное, что предсказание это сбылось, и в революцию, в 1919 году, когда здание национализировали, она, сидя на берегу Лазурного моря в купленной на те деньги вилле, наверняка, благодарила судьбу за ту выгодную сделку.

Хитрость Сюзора

И вот наконец, на этом месте полностью сносят здание и решаются построить новое по последнему слову техники. Зингеровцы требуют Сюзора построить небоскреб. Но тот пытается донести до них, что в Петербурге существует высотный регламент Николая I: здания не должны быть выше Зимнего дворца, то есть 23,5 м. Заказчики негодуют и отдают распоряжение Сюзору компенсировать высотность помпезностью. Раз уж нельзя отличиться высотностью, то надо, чтобы здание поражало петербуржцев своим великолепием: например, пускай везде будут надписи «Зингер», дом венчает гигантский наперсток, и повсюду фасад украшают приметные любимые всем фирменные швейные машинки.Сюзор не мог идти на такое дурновкусие. Пришлось хитрить: он предложил в качестве компромисса для пущего эффекта надстроить мансарды и огромную башню-фонарь со стеклянным глобусом диаметром 2,8 м с опоясывающей лентой с надписью «Зингер». Эти элементы считались декоративными, а потому не нарушали высотный регламент. Администрация города, конечно, бастовала, но графа поддержала родная Академия художеств. Башня оказалась расположена точно по линии пулковского меридиана.

Дом книги с канала Грибоедова

Чудо техники

Сюзору необходимо было ускорить процесс строительства, сэкономить пространство и впустить в помещения больше света, сделать его более открытым благодаря гигантским витринам и атриумам в противовес закрытым и неприступным доходным домам того времени. И он спроектировал первое в России здание с металлическим каркасом с заполнением кирпичом. Полы и перекрытия здания и по сей день несгораемы, и Дом книги защищен от наводнений благодаря изолированному от вод подвалу — лучшее место для хранения и продажи книг. Еще одна инновация — ковкая бронза в украшении фасада. Маскароны, листья ириса и другие металлические растительные орнаменты на фасаде бронзовые, литые и кованные. Сами фасады облицованы гранитом.

Самое удивительное даже для наших современников: Сюзор спрятал водосточные трубы в стены здания, вы не увидите их на фасаде. А снег убирали с крыш при помощи пара — никаких сосулек. Внутри нет громоздких парадных лестниц, как любили строить во дворцах, зато есть первые в России лифты фирмы Отис и встроенные сейфы. Их, к слову, впоследствии вскрыть смогли только автогеном.

«...шик витрин хрустальных с блеском»

Сюзору удалось переплести необарокко, ультрамодный стиль ар-нуво и модерн. Картуши, валькирии, раковины отсылают к необарокко. А растительные орнаменты, так называемые «удары бича», драконьи головы и маскароны уводят в модерн. Черты модерна сильнее всего заметны во внутреннем убранстве: глазурованная плитка вестибюля, лифт, лестница и центральный атриум — природа словно вплетается в воплощение задумки архитектора.

Читаются и аллегории: фасад сторожат словно прибывшие из-за морей и океанов девы-валькирии авторства скульпторов Обера и Адамсона. В скандинавской мифологии валькирии решали исход сражений и провожали павших воинов в рай. Одна валькирия держит жезл Меркурия как символ торговли, у другой — в руке веретено с нитью, символизирующее легкую промышленность. Под правым локтем она бережно хранит ту самую машинку Зингер.

Крылатый орел, словно слетевший с американского герба, и початки кукурузы напоминают о национальных «корнях» здания. На рубеже веков здесь даже располагалось американское посольство. Орел, кстати, в 1920 г исчез в неизвестном направлении, и восстановили его только в наше время.

Орёл на доме книги

«...дом стоит и процветает»

В 1919 году в годы первой мировой войны в доме Зингера шили для нужд русской армии. Дом книги продолжал работать здесь даже тогда, когда волной от бомбы в 1941 году выбило все стекла.

И только в начале нулевых интерьеры смогли полностью восстановить. Сейчас здесь расположен легендарный Дом книги, кафе «Полянка» с видом Казанский собор, множество резидентов и офис компании Вконтакте, нашумевший пиар-акцией Павла Дурова, который бросал с верхних этажей пятитысячные купюры. Вполне в духе американского дерзкого китча Дома компании «Зингер».

Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском? 0Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском? 1Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском? 2Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском? 3Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском? 4Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском? 5Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском? 6Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском? 7Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском? 8Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском? 9Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском? 10Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском? 11Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском? 12Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском? 13Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском? 14Дом Зингера: выскочка, шедевр или великий комбинатор на Невском? 15
101
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.